Асимметрия лица - DSstudio Цифровая стоматология

Асимметрия лица

Асимметрия лица — не только косметический дефект.Этот признак в большинстве случаев говорит о наличии серьезной патологии, требующей лечения.
Аномалия бывает как врожденной, так и приобретенной.

Незначительная асимметрия есть у большинства людей.

Разница между правой и левой половинами лица в пределах 2-3 мм считается физиологической нормой. Но, если разница хорошо заметна невооруженным глазом, нужно без промедлений искать причину.

Рассмотрим, чем могут быть обусловлены изменения
каковы критерии для определения асимметрии
какие методы диагностики и лечения используются для решения проблемы.

Причины

Изменения часто носят физиологический характер и обусловлены индивидуальными особенностями мимики. В таком случае разница между правой и левой половиной отчетливо видна только при напряжении лицевых мышц.

С возрастом изменения становятся более заметными, поскольку морщины формируются неравномерно. Физиологическая асимметрия является исключительно косметическим дефектом и не несет угрозы для здоровья.

Врожденные аномалии

Нарушения внутриутробного развития могут проявляться деформацией лицевого скелета. Причиной служат родовые травмы, воздействие на плод негативных факторов во время беременности, врожденные заболевания, генетические мутации. Наиболее распространенные состояния, связанные с асимметрией лица: заячья губа и волчья пасть, кривошея, синдром Стерджда-Вебера, наследственное нарушение порфиринового обмена, врожденные опухоли мозжечка.

Травмы

Травматические повреждения костей черепа могут привести к асимметрии. Гематомы, отек мягких тканей вызывают временные изменения, которые исчезают в процессе восстановления после травмы, а переломы челюстей, скуловой кости могут привести к стойкой деформации при отсутствии своевременной квалифицированной медицинской помощи.

Неврологические нарушения

Поражения головного мозга и периферических нервов могут проявляться асимметрией лица. Такое нарушение является признаком многих серьезных патологий:

• инсульта;
  • опухоли головного мозга;
  • тяжелой черепно-мозговой травмы;
  • менингита;
  • энцефалита;
  • нейролейкоза.

Если асимметрия развилась резко, необходимо в экстренном порядке обратиться за медицинской помощью.

Еще одна группа неврологических заболеваний, вызывающих изменения половины лица — поражение черепных нервов. Наиболее распространенной патологией является неврит лицевого нерва. В результате этого заболевания наступает парез мимических мышц.

Патология слюнных желез

К асимметрии лица могут приводить опухоли либо воспалительные заболевания слюнной железы. Наиболее часто встречается гнойный паротит, проявляющийся болезненностью и припухлостью в области поражения, а также интоксикацией и повышением температуры тела.

Кисты и опухоли слюнной железы сдавливают лицевой нерв, поэтому часто сочетаются с неврологической симптоматикой.

ЛОР-патология

Кисты и ателектазы гайморовых пазух проявляются дефицитом или избытком тканей в этой анатомической области. Это приводит к смещению щеки, глазного яблока, деформациям лба.

Стоматологические заболевания

Флюс и абсцесс — осложнения заболеваний зубов, проявляющиеся локальным отеком, формирующимся в результате накопления гноя. Эти патологии представляют опасность и нуждаются в срочном лечении.

Также существуют не воспалительные стоматологические заболевания, при которых происходит смещение челюсти. К ним относятся различные аномалии прикуса, неправильно установленные коронки и пломбы.

Заболевания челюстей

Одной из наиболее распространенных причин асимметрии лица являются заболевания височно-нижнечелюстного сустава (ВНЧС). При артрозе ограничивается подвижность нижней челюсти, она смещается в сторону поражения. Заболевание развивается постепенно, проявляется периодическими болями, щелчками при открывании рта. При отсутствии лечения патология прогрессирует, может привести к полному отсутствию подвижности нижней челюсти.

Также деформацию лица вызывают анкилоз ВНЧС, контрактура нижней челюсти, доброкачественные и злокачественные новообразования.

Другие причины

Изменения конфигурации лица могут наблюдаться при отравлениях различными химическими веществами, в частности, перекисью водорода, ботулизме, челюстно-лицевом актиномикозе. В каждом случае необходима точная диагностика для выявления причины.

Методы диагностики

Диагностикой и лечением деформаций лица занимаются преимущественно неврологи и стоматологи. При патологии ВНЧС пациенту целесообразно обратиться к гнатологу, который специализируется на лечении заболеваний височно-нижнечелюстного сустава.

Диагностика начинается с осмотра и опроса пациента. Уже на этом этапе можно выявить характерные проявления того или иного заболевания. Важно, когда появилась деформация, есть ли болезненность, повышение температуры, ограничена ли мимика и движения нижней челюсти. При осмотре могут быть выявлены опухоли, абсцессы, неврологическая симптоматика, смещение челюсти и щелчки в суставе.

Обязательным является стоматологический осмотр. Необходимо исключить заболевания зубов и десен, оценить состояние мягкого и твердого неба, исключить абсцессы, опухоли.

Невролог производит пальпацию точек выхода черепных нервов, оценивает рефлексы, выявляет неврологическую симптоматику.

Гнатолог оценивает конфигурацию височно-нижнечелюстного сустава, симметричность и объем движения нижней челюсти, выявляет такие симптомы, как болезненность, хруст, щелчки.

ЛОР осматривает придаточные носовые пазухи, при необходимости выполняет диагностическую пункцию. Также отоларинголог проверяет слух, выполняет вестибулометрию.

На основании данных осмотра профильных специалистов назначается комплекс лабораторных и инструментальных обследований:

• общий анализ крови;
  • исследование пунктата;
  • биопсия;
  • рентгенография;
  • УЗИ;
  • КТ;
  • МРТ.

При подозрении на патологию ВНЧС проводится нейромышечная стимуляция аппаратом TENS. Методика позволяет расслабить спазмированные мышцы и оценить работоспособность сочленения между черепом и нижней челюстью.

Методы лечения

Выбор тактики лечения зависит от причины, вызвавшей асимметрию лица. В некоторых клинических случаях, например, при инсульте, нужна экстренная медицинская помощь, поскольку состояние является жизнеугрожающим.

Когда нужно хирургическое лечение

При тяжелых травмах, сопряженных с переломами костей лицевого отдела черепа необходимо срочное хирургическое лечение. Шинирование, наложение лигатур, а также современные методы остеосинтеза позволяют восстановить анатомическую конфигурацию даже при тяжелых повреждениях.

При глубоком кариесе, осложненном абсцессами, необходимо удаление проблемного зуба, вскрытие и дренирование гнойника.

Срочная операция необходима и при гематомах в полости черепа. При тяжелых черепно-мозговых травмах консервативная терапия в большинстве случаев неэффективна.

Оперативного лечения требуют и новообразования в области лица и полости черепа. Любые опухоли должны быть удалены и отправлены на гистологическое исследование.

Также хирургическим путем удаляются кисты в гайморовых пазухах, слюнных железах.

Тяжелые патологии ВНЧС тоже лечатся хирургическим путем. Если исправить ситуацию консервативными методами невозможно, прибегают к эндопротезированию височно-нижнечелюстного сустава.

Общие принципы терапевтического лечения

Заболевания, которые приводят к асимметрии лица, часто проявляются болью и воспалением. Для улучшения состояния пациента назначаются НПВС, которые снимают отек и уменьшают болевые проявления. Их назначают короткими курсами, чтобы не вызвать побочных эффектов со стороны органов пищеварения.

При гнойных процессах показана антибиотикотерапия. При небольших нагноениях можно назначить местное лечение, но при выраженном воспалительном процессе целесообразно системное применение антибактериальных препаратов.

Также широко используются физиотерапевтические методы: электрофорез, УВЧ и другие процедуры.

Особенности лечения патологий ВНЧС

Асимметричное положение нижней челюсти часто вызвано аномальным напряжением жевательных мышц. Решить эту проблему помогает нейромышечная стимуляция аппаратом TENS. Во время сеанса удается расслабить спазмированные мышцы и вернуть нижнюю челюсть в анатомически правильное положение. Согласно статистике, мышечное напряжение является источником проблемы у 80% пациентов, имеющих проблемы с височно-нижнечелюстным суставом.

Еще один метод коррекции — установка ортотика. Это специальная капа, обеспечивающая правильное положение нижней челюсти. Ортотик изготавливается по индивидуальным слепкам и носится в течение 3 месяцев. За это время мышцы привыкают работать правильно, а челюсть возвращается в нормальное положение.

Асимметрия лица — это не только косметическая проблема, которая вызывает неуверенность в себе и ухудшает психологическое состояние. Проблемы с ВНЧС могут привести к нарушению открывания рта, затрудняют пережевывание пищи, что вызывает проблемы с пищеварением, а также становятся причиной храпа, щелчков. Если обратиться к гнатологу на раннем этапе заболевания, можно справиться с проблемой консервативными методами и не допустить разрушения сустава и изменения его конфигурации.

Нигматов Р., Раззаков У., Нигматова И. Ассиметрия лица при перекрестном прикусе //Актуальные проблемы стоматологии и челюстно-лицевой хирургии 5. – 2022. – Т. 1. – №. 02. – С. 50-51.

Суровых С. В., Орлова О. Р., Саксонова Е. В. Асимметрия лица. Малоинвазивные методики коррекции последствий поражения лицевого нерва //Инъекционные методы в косметологии. – 2012. – №. 3. – С. 31.

Чем страшны щелчки и боли в височно-нижнечелюстном суставе

Сравнение платной и бесплатной стоматологии: плюсы и минусы