Чем страшны щелчки и боли в височно-нижнечелюстном суставе - DSstudio Цифровая стоматология Статьи

Чем страшны щелчки и боли в височно-нижнечелюстном суставе

Содержание:

Почему это нужно лечить

Важное сочленение, принимающее участие в акте жевания и звукопроизношении, называется височно-нижнечелюстным суставом (ВНЧС). Стоматологам довольно часто приходится сталкиваться с его дисфункцией, но большинство людей не обращает внимания на первые признаки нарушений.

При отсутствии лечения изменения прогрессируют, что может привести к полной неподвижности нижней челюсти либо сильному болевому синдрому при ее движении.

Согласно статистике, от 25 до 75% людей имеют дисфункцию ВНЧС разной степени выраженности и нуждаются в помощи гнатолога — специалиста, занимающегося диагностикой и лечением патологий височно-нижнечелюстного сустава.

Наиболее распространенными признаками наличия дисфункции ВНЧС являются щелчки при открывании рта, а также периодическая болезненность в области сочленения.

Также некоторые пациенты жалуются на боли в ушах и обращаются к отоларингологу.
Но на самом деле проблема связана не с органом слуха.

Причины болей и щелчков в ВНЧС

Часто причиной появления дисфункции являются проблемы с жевательными мышцами. Спазм, несимметричная работа, микротравмы приводят к болезненности, ограничению объема движений в суставе.

Проблемы с жевательными мышцами могут быть связаны с нарушением их иннервации, неправильным типом жевания вследствие аномалий прикуса, бруксизмом, воспалительными процессами. Также проблема дисфункции ВНЧС характерна для людей, которые в силу профессиональной деятельности много разговаривают. В результате часть мышц постоянно напряжена, работает несимметрично. Это приводит к дискомфорту, а со временем может стать причиной изменения конфигурации ВНЧС.

Психогенные причины обусловлены нарушением работы центральной нервной системы. В результате присутствует патологическое напряжение мышц в виде спазмов, парезов. Со временем мышечные спазмы приводят к нарушению кинематики движений челюсти.

Влияют на состояние сустава и изменения в строении зубного ряда: удаление зуба, смещение в результате воздействия возрастного фактора или появления «восьмерок», некоторые патологии зубов или челюстей влияют на координацию работы лицевых мышц. Прогрессирующие дисфункции ВНЧС приводят к нарушению их работы, что влечет за собой патологических процессов в строении ВНЧС. Проблемы в этом сочленении могут также возникать после травм, неправильной установки пломб, коронок либо зубных протезов, а также у людей, имеющих врожденные или развившиеся аномалии прикуса или зубного ряда.

У некоторых людей возникновение дисфункции вызвано врожденными особенностями, а именно — несоответствием формы и размеров суставной головки и ямки.

В большинстве случаев проблема обусловлена несколькими факторами. Даже если нарушения движения в суставе носят функциональный характер, со временем меняют свою конфигурацию и костные структуры.

При каких симптомах нужно обращаться к гнатологу

Боль и щелчки при жевании — классические проявления дисфункции ВНЧС. Болевые ощущения могут носить локальный характер, а также распространяться на голову, шею. У некоторых пациентов добавляются неприятные ощущения в носу и горле, шум в ушах.

Большинство людей с дисфункцией ВНЧС отмечают постоянные либо периодические щелчки при жевании, зевании. На начальной стадии эти звуки тихие, слышны только самому пациенту. При более выраженных изменениях щелчки слышны даже окружающим. Сторонние звуки могут быть не только в виде щелчков. Хруст, треск также говорят о наличии проблемы.

Болевой синдром проявляется в виде боли в области ВНЧС, головной боли, давления в глазных яблоках. Также боль может отдавать в шею, грудину, спину. В начале заболевания симптомы проявляются изредка, но со временем могут стать постоянными спутниками, что существенно ухудшает качество жизни.

При прогрессировании дисфункции ВНЧС может появиться заклинивание сустава. Широкое открывание рта вызывает затруднения, пациент вынужден искать оптимальное положение челюсти, в котором сочленение способно функционировать. Для этого приходится совершать движения челюстью в стороны, делать несколько попыток открыть рот. При выраженных изменениях в суставе открытие рта может стать невозможным.

Другие признаки, указывающие на патологию височно-нижнечелюстного сустава:

• храп;
  • расстройства сна;
  • шум в ушах;
  • синдром апноэ;
  • нарушения жевания и глотания;
  • головокружение;
  • депрессивные расстройства.

Виды поражения ВНЧС

Существует несколько вариантов поражения височно-нижнечелюстного сустава, которые сопровождаются болью и щелчками при открывании рта.

Артрит — поражение воспалительного характера. Состояние может возникнуть вследствие травматического повреждения либо наличия очага инфекции в организме. Острая стадия заболевания сопровождается выраженной болезненностью, отечностью, затруднением при попытках открыть рот. При отсутствии лечения острая стадия дисфункции ВНЧС может перейти в хроническую. Боль становится менее резкой, но присутствует практически постоянно. Объем движений в области поражения может существенно уменьшаться.

Артроз — это дегенеративно-дистрофические изменения возникающие в суставных соединениях. Нагрузка на мышцы в суставной сумке распределяется неравномерно, по этой причине разрушается суставной хрящ, прогрессирует остеопороз. Для этого заболевания характерны щелчки при открывании рта. Со временем присоединяются болевые ощущения, которые могут распространяться на шею, плечо, небо, язык. Заболевание имеет прогрессирующий характер, при отсутствии лечения приводит к дисфункции сочленения.

Анкилоз является запущенной формой артроза и проявляется полным либо частичным сращением суставной головки и ямки. В результате подвижное соединение становится неподвижным либо объем движений значительно ограничен. При анкилозе возникают затруднения в процессе приема пищи, разговора, также существенно меняются черты лица.

Щелчками и болезненностью могут сопровождаться вывихи сочленения. Характерный звук возникает при выходе головки нижней челюсти из суставной впадины. Обычно вывихи возникают в результате мышечных нарушений, растяжения капсулы сустава, несостоятельности связочного аппарата.

Тяжелые патологии подобного рода в большинстве случаев развиваются постепенно, клинические проявления дисфункции начинаются с периодических щелчков и локальной болезненности. Если на этом этапе обратиться за медицинской помощью, можно избежать тяжелых последствий дисфункции ВНЧС, которые корректируются хирургическим путем.

Что делает гнатолог

Основная задача этого специалиста — восстановить правильную анатомическую конфигурацию суставного соединения, найти и закрепить правильное положение челюсти. Это необходимо делать с учетом индивидуальных особенностей пациента.

Также в компетенцию специалиста входит выявление нарушений, спровоцировавших дисфункцию ВНЧС.

Диагностика начинается со сбора анамнеза и осмотра пациента. Важно четко рассказать доктору о жалобах, времени их появления. Если патологические проявления присутствуют периодически, постарайтесь проанализировать, какие факторы провоцируют возникновение дисфункции ВНЧС.

Во время осмотра оценивается симметричность лица, наличие припухлостей, а также объем движений нижней челюсти.

На следующем этапе гнатолог проводит пальпацию, позволяющую выявить локальную болезненность, уплотнения и другие симптомы, указывающие на появление патологии.

Важную роль играет рентгенологическая диагностика. Максимум информации позволяет получить панорамный снимок зубов и снимок черепа в боковой проекции. Эти исследования позволяют оценить степень дисфункции ВНЧС: наличие изменений в структуре костной ткани, соотношение суставной головки и впадины, размеры суставной щели, выявить признаки повреждения хрящевой ткани.

Для более детального исследования назначается КТ и МРТ. С помощью этих методов диагностики можно получить послойные изображения области появления патологии, оценить состояние хряща и связочного аппарата.

В рамках диагностики используют нейромышечную стимуляцию. Методика позволяет определить, связана ли проблема только со спазмом мускулатуры, либо есть изменения костных структур.

При необходимости назначают консультации профильных специалистов, а также проводят стоматологический осмотр, оценивают корректность прикуса.

Комплексная диагностика позволяет не только оценить существующе состояние нижней челюсти и прилегающих областей, но и выявить причины изменений и их следствия. Это дает возможность составить индивидуальный план лечения.

Диагностика

Пациенты с жалобами на боль и щелчки в височно-нижнечелюстном суставе требуют комплексного обследования. Это позволяет выявить причины, вызвавшие изменения, а также оценить состояние сочленения и степень развития дисфункции ВНЧС. Учитывая иррадиацию боли в другие анатомические области, часто требуется консультация невролога, ЛОРа, стоматолога, терапевта.

Важную роль играет осмотр и опрос пациента. Врач выясняет, когда появились жалобы, насколько они выражены, носят ли постоянный характер, а также какие факторы предшествовали их появлению.

Во время осмотра оценивается симметричность лица, наличие отечности в области сочленений, болезненность, а также степень открывания рта.

Для оценки степени дисфункции ВНЧС по конфигурации костей сочленения используется рентгенография, ультразвуковая диагностика, МРТ. Это позволяет оценить форму суставных поверхностей и их соотношение, а также ширину суставной щели.

Для оценки работы жевательных мышц применяют электромиографию. Исследование позволяет выявить мышечный спазм, оценить симметричность работы жевательной мускулатуры.

В диагностических целях используется и нейромышечная стимуляция аппаратом TENS. В ходе процедуры можно нормализовать мышечный тонус, что позволит оценить подвижность суставного соединения.

Запишитесь прямо сейчас на консультацию

Наши врачи проведут полный осмотр, составят план лечения и создадут цифровой слепок вашей челюсти и зубов — БЕСПЛАТНО

На первичном осмотре мы составим подробный план лечения и рассчитаем стоимость для вас.

Исайкин А. И., Смирнова Д. С. Дисфункция височно-нижнечелюстного сустава //РМЖ. – 2017. – Т. 25. – №. 24. – С. 1750-1755.

Артюшкевич А. С. Заболевания височно-нижнечелюстного сустава //Современная стоматология. – 2014. – №. 1 (58). – С. 11-14.

Гнатология в стоматологии: что это такое и когда нужно обратиться в гнатологу

Асимметрия лица