Когда нужно удалять зуб мудрости - DSstudio Цифровая стоматология

Когда нужно удалять зуб мудрости

Восьмерки, или зубы мудрости, прорезаются самыми последними, обычно это происходит уже во взрослом возрасте. В ходе эволюции они постепенно утратили свое значение из-за перехода людей к более мягкой термически обработанной пище, поэтому нагрузка на челюсть постепенно уменьшалась, вследствие чего уменьшились ее размеры. По этой причине для восьмерки у многих людей не остается места, поэтому зуб прорезывается неровно либо не полностью, смещает весь зубной ряд.

У большинства людей зуб мудрости прорезается после 18 лет, но известны случаи, когда восьмерки вырастали и в 30-40-летнем возрасте. У некоторых эти рудиментарные зубы отсутствуют.

Особенности строения зуба мудрости

Восьмерка прорезается самой последней, в детском возрасте на ее месте нет молочного зуба. Именно поэтому до момента начала роста сложно определить, хватит ли места в челюсти.

Коронковая часть зуба формируется в десне примерно в 12-летнем возрасте, а формирование корневой системы полностью заканчивается к 24-25 годам.

Отличительной особенностью зуба мудрости является его разветвленная корневая система, которая может иметь разнообразное строение. Количество корней обычно составляет от 3 до 5, а их форма у каждого человека индивидуальна. Именно с этим фактором и связаны сложности при удалении восьмерки и невозможность эндодонтического лечения.

Форма коронки у восьмерок также отличается большим разнообразием. Если на нижней челюсти зубы мудрости редко отличаются от остальных моляров, то на верхней челюсти они могут выглядеть совершенно иначе.

У большинства людей восьмерки не выполняют жевательную функцию. Этой особенностью обусловлен высокий риск развития кариеса. Пережевывание пищи способствует очищению от зубного налета, а также стимулирует кровоток в десне. Когда нагрузка на зуб отсутствует, повышается риск его разрушения.

Процесс роста зуба мудрости обычно длительный. Он может длиться несколько месяцев или лет. Скорость зависит от того, насколько много места есть в челюсти. Если челюсть маленькая, прорезывание затягивается и протекает с осложнениями.

По всем остальным характеристикам восьмерки идентичны всем остальным зубам.

Стоит ли удалять зуб мудрости, если он не вызывает беспокойства?

Многие стоматологи рекомендуют удаление восьмерок абсолютно всем, даже при отсутствии проблем. Это имеет основания, ведь в подавляющем большинстве случаев зуб мудрости смещает зубной ряд, в процессе роста вызывает боль и дискомфорт, часто травмирует десну и щеку. В течение дальнейшей жизни подавляющее большинство людей сталкивается с его кариозным поражением и необходимостью удаления.

Экстракция восьмерки в плановом порядке позволяет избежать боли и дискомфорта, провести процедуру в наиболее благоприятное время, когда пациент здоров и имеет возможность провести первые дни после манипуляции дома.

Удалять ли восьмерку до возникновения проблем, решать пациенту, но такое решение оправдано и обосновано многолетним клиническим опытом.

Абсолютные показания для удаления восьмерки

Развитие пульпита восьмерки является показанием к ее удалению. Из-за неудобного расположения зуба и непредсказуемой конфигурации корней лечение каналов затруднительно, поэтому в таких случаях показано хирургическое лечение. Это позволяет устранить очаг воспаления и предотвратить более серьезные осложнения.

Еще одно показание — киста корня восьмерки. Если на других зубах в такой клинической ситуации возможно выполнение зубосохраняющих операций, в данном случае это сложное вмешательство не оправдано.

При развитии остеомиелита челюсти, связанного с поражением зуба мудрости, его также удаляют в экстренном порядке для скорейшего проведения комплексного лечения воспалительного процесса.

Одна из распространенных проблем, связанных с зубом мудрости — это воспаление капюшона. Если это повторяется часто, пациент испытывает боль и дискомфорт, также ситуация может привести к раздражению костной ткани челюсти. Если решить проблему менее травматичными методами не получается, единственным вариантом служит удаление восьмерки.

Зуб мудрости в обязательном порядке удаляется при периодонтите и периостите. Это серьезные ситуации, при которых процедуру нужно провести как можно быстрее, пока воспалительный процесс не распространился на всю челюсть.

Если есть абсолютные показания, нужно как можно скорее провести манипуляцию. Чем раньше проблемный зуб будет удален, тем более быстро и гладко пройдет реабилитационный период.

Относительные показания для удаления восьмерки

Зуб мудрости может доставлять неприятности неврологического характера. Наиболее распространенная проблема — неврит тройничного нерва. В некоторых случаях назначенное неврологом лечение не помогает либо дает временный эффект. Единственным способом радикального решения проблемы служит удаление восьмерки, раздражающей нерв.

Значительное разрушение вследствие кариеса или механического воздействия — это относительное показание к экстракции зуба. Проведение терапевтического лечения в таких ситуациях затруднительно и не оправдано, поскольку функциональной нагрузки восьмерка не несет.

Подвижность зуба 3-4 степени также является показанием к удалению. В этом случае восстановить стабильное положение в десне невозможно, поэтому радикальное устранение проблемы является наиболее комфортным и предпочтительным для пациента вариантом.

Проблемы функционального характера, вызванные анатомическими особенностями зуба мудрости, также служат предпосылкой для экстракции. Восьмерка часто может травмировать язык и щеку, эта проблема носит постоянный характер и существенно ухудшает качество жизни. Только радикальное решение позволит навсегда избавиться от боли и воспаления, восстановить нормальное пережевывание пищи.

В некоторых случаях восьмерки приходится удалять на этапе подготовки к ортодонтическому лечению. Если отмечается скученность и смещение зубного ряда, необходимо освободить место в челюсти, чтобы сместить остальные зубы и придать им правильную позицию. План ортодонтического лечения составляется индивидуально, заранее определяется, сколько зубов подлежит удалению для восстановления правильной конфигурации зубного ряда.

Перед принятием решения об удалении восьмерки перед ортодонтическим лечением оценивают состояние корней. Если они поражены, то последний моляр не сможет стать опорой для ортодонтических конструкций, поэтому его необходимо убрать до их установки.

При развитии острого периодонтита и невозможности обеспечить отток гноя также рекомендуют выбрать тактику удаления зуба мудрости. Это облегчает состояние, предотвращает дальнейшее развитие инфекционного процесса.

В некоторых случаях из-за зуба мудрости на верхней челюсти может развиваться одонтогенный гайморит. Комплекс терапевтических мероприятий в такой ситуации позволяет лишь временно улучшить состояние, но воспаление через некоторое время развивается снова. Экстракция последнего моляра дает возможность устранить причину и справиться с гайморитом навсегда.

С какими симптомами нужно обращаться к стоматологу

Как заподозрить, что с восьмерками что-то не в порядке? При каких симптомах нужно обращаться к стоматологу для принятия решения о выборе тактики лечения?

Если при прорезывании зуба мудрости присутствуют сильные болевые ощущения, боль отдает в челюсть, щеку, ухо, нужно записаться на осмотр к доктору. Он оценит, насколько правильно идет процесс прорезывания, ровно ли растет зуб, не повреждает ли окружающие структуры.

Постоянно травмируете щеку или язык при жевании? Во многих случаях эту проблему можно решить только путем удаления зуба мудрости. Запишитесь на прием в клинику, доктор оценит положение восьмерки, определит, действительно ли она является причиной проблемы и подберет оптимальную тактику лечения.

Зубы мудрости могут быть причиной головных болей, боли в горле. Если эти симптомы стали вашими постоянными спутниками, не обойтись без консультации стоматолога. Осмотр сможет подтвердить либо исключить проблему с зубами и выбрать эффективную тактику.

О развитии воспалительного процесса свидетельствует появление неприятного запаха изо рта, а также гнойные выделения. Дополнительно могут присутствовать такие симптомы, как боль, отечность, покраснение десны. Нужно срочно найти очаг воспаления и устранить его.

Если в период роста зуба мудрости вы заметили, что меняется прикус и положение зубов, нельзя откладывать визит в стоматологическую клинику. Если восьмерку не удалить своевременно, могут возникнуть серьезные аномалии прикуса, которые потом будет сложно устранить.

Экстренным показанием для визита к стоматологу является острая зубная боль. Она может быть вызвана как неправильным направлением роста восьмерки, так и ее разрушением вследствие глубокого кариеса.

Не стоит бояться удаления зуба мудрости. Если обратиться в хорошую клинику, даже в сложных случаях процедура пройдет быстро и без осложнений. Стоматологи имеют большой опыт экстракции восьмерок, владеют различными техниками, позволяющими провести процедуру быстро и с минимальной травматичностью в любой клинической ситуации.

Перед удалением проводится рентгенологическое исследование. Это позволяет оценить не только состояние зуба мудрости и челюсти, но и количество и конфигурацию корней. Это позволяет на подготовительном этапе спланировать порядок действий и удалить зуб мудрости без осложнений.

Хайдаров У. С. ЗУБЫ МУДРОСТИ: НУЖНЫ ЛИ НАМ» ВОСЬМЕРКИ» //Стоматология славянских государств. – 2018. – С. 261-265.

Симаганова Д. В. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К УДАЛЕНИЮ ЗУБОВ МУДРОСТИ //Диагностика и лечение болезней в медицинской и ветеринарной практике. – 2019. – С. 220-226.

Что делать если сломался зуб

Когда нужно удалять зуб