Рекомендации после удаления зуба - DSstudio Цифровая стоматология

Рекомендации после удаления зуба

Удаление зубов — распространенная в стоматологии манипуляция. Если процедура проведена профессионалом, реабилитация происходит быстро и без осложнений. Но многое зависит и от самого пациента, а именно — от его образа жизни, гигиены ротовой полости и соблюдения рекомендаций стоматолога.Следует понимать, что удаление зуба связано с повреждением тканей, поэтому нужно создать оптимальные условия для быстрого заживления. Рассмотрим, как протекает процесс заживления, что следует делать после визита к стоматологу и что запрещено.

Основные этапы заживления лунки

Процедура сопряжена с повреждением мягких тканей и сосудов. После манипуляции наблюдается кровотечение, затем формируется тромб, изолирующий лунку после удаления от внешней среды. Этот процесс происходит в течение 1-2 часов после манипуляции и препятствует попаданию в рану инфекции.

Несколько суток сформировавшийся тромб остается в лунке, постепенно уплотняется, под ним начинает образовываться молодая грануляционная ткань, постепенно замещающая образовавшийся дефект. Процесс зарастания лунки грануляционной тканью длится около 7 дней.

На второй неделе тромб начинает рассасываться, размеры лунки уменьшаются. Поверхность зарастает слизистой, постепенно закрывающей дефект. В среднем процесс заживления длится в течение двух недель. Если этот период протекает гладко и без осложнений, человек в дальнейшем не ощущает дискомфорта.

Что может происходить после эксракции зуба

Разберемся, какие ощущения после манипуляции являются вариантом нормы, а какие проявления должны насторожить пациента и стать поводом для немедленного обращения к доктору.

Кровотечение в первые 1-2 часа после удаления является нормой. Организму нужно время, чтобы справиться с повреждением тканей и сосудов. В норме незначительное кровотечение иногда продолжается до суток. Если оно длится дольше либо отличается интенсивностью, нужно немедленно обратиться за медицинской помощью.

В норме в лунке должен формироваться тромб. Если он отсутствует, процесс заживления идет ненормально. Сгусток имеет темный цвет. Если в ране виднеется желтоватая поверхность, это повод волноваться.

В 1-е сутки из раны возможны прозрачные либо кровянисто-сукровичные выделения. Они не должны иметь неприятного запаха. Если выделения не проходят и приобретают гнойный характер, это сигнализирует о присоединении инфекции.

Повышение температуры, которое часто наблюдается в первые 2-3 суток после удаления зуба, являются нормой. Это физиологическая реакция организма в ответ на повреждение тканей. Лихорадка может достигать 38-39 градусов. Если после третьих суток температура не падает, это повод для обследования.

У многих сильно болит после удаления зуба. В первые дни этот симптом считается вариантом нормы. Интенсивность боли зависит от индивидуальных особенностей. Если посте 3-х суток боль не стихает либо начинает усиливаться, не откладывайте визит к стоматологу, это может быть проявлением серьезных проблем.

В большинстве случаев присутствует гематома или отек после удаления зуба. Это проявление является естественной реакцией тканей в ответ на повреждение. Через 2-3 дня отечность должна спадать. Если она нарастает, обратитесь за медицинской помощью.

Если у вас появились тревожные симптомы, не стоит терять время или пытаться самостоятельно лечиться. Обязательно обращайтесь за медицинской помощью как можно скорее. Это позволит избежать грозных осложнений.

Первые часы после удаления зуба

Первые несколько часов самые сложные для пациента. Когда прекратится действие анестезии, возникают болевые ощущения. Это является нормой. Избавиться от этого симптома можно путем приема нестероидных противовоспалительных препаратов. Посоветуйтесь со стоматологом, какое обезболивающее лучше принять.

Щека после удаления зуба часто опухает. Чтобы уменьшить отек и болевые проявления, рекомендуется прикладывать холод. Это поможет более комфортно перенести реабилитационный период. Теплые компрессы противопоказаны, они усилят отек и могут спровоцировать кровотечение.

Если вы курите, в первые часы лучше воздержаться от вредной привычки. Никотин оказывает сосудорасширяющее действие, поэтому курение существенно повышает риск кровотечения.

Через сколько есть и пить после удаления? Пить теплую воду небольшими глотками разрешается сразу. В течение 2 часов с момента проведения манипуляции следует воздержаться от приема пищи. Далее еда и напитки должны быть комнатной температуры. Следует избегать холодного и горячего. Лучше отдать предпочтение мягкой пище и пережевывать на здоровой стороне. Это позволит сформироваться тромбу и предотвратит попадание пищи в лунку.

Гигиену ротовой полости в 1-е сутки нужно проводить с осторожностью. От чистки зубов в первый день нужно отказаться, а полоскать рот следует аккуратно, без резких движений, чтобы не повредить кровяной сгусток и не спровоцировать кровотечение. Для чистки зубов выбирайте щетку с мягкой щетиной. Процедуру нужно проводить максимально бережно, чтобы не повредить тромб и молодую грануляционную ткань.

После экстракции зуба противопоказаны тепловые процедуры: нельзя посещать сауну, принимать горячий душ либо ванну.

Рекомендации по питанию

Отдавайте предпочтение жидкой либо полужидкой пище однородной консистенции. Оптимальным выбором будут супы-пюре, бульоны, йогурты, смузи. Такую еду не нужно пережевывать, она не будет раздражать поврежденные ткани. Это значительно ускорит процесс заживления.

Нельзя употреблять сильно соленые, кислые блюда, пищу с пищевыми красителями и большим количеством специй. Эти компоненты оказывают раздражающее действие на ткани, могут спровоцировать отек и боль.

Список запрещенных продуктов после удаления зуба:

• орехи;
  • чипсы, сухарики;
  • газированные напитки;
  • спиртное;
  • семечки;
  • ягоды с мелкими косточками;
  • копчености;
  • твердые колбасы.

Мясные продукты лучше употреблять в измельченном виде. Оптимальным вариантом будут котлеты, тефтели, мясо, измельченное на блендере.

Как правильно ухаживать за ротовой полостью после удаления зуба

В первые сутки можно только аккуратно, без резких движений полоскать рот после еды, чтобы удалить остатки пищи. Вода для полоскания должна быть теплой, комфортной температуры. Чистку зубов отложите до следующего дня. Оптимальным решением являются ванночки для полоскания. В рот нужно набрать воды с антисептиком, немного подержать и выплюнуть. Также нужно временно отказаться от применения ирригатора.

При использовании зубочистки следует избегать места, где расположена лунка. Неосторожное движение может привести к разрушению кровяного сгустка и кровотечению.

Для чистки зубов приобретите щетку с мягкой щетиной. Зубную пасту используйте в небольшом количестве. В области лунки не нужно совершать резких движений, даже самая мягкая щетина может повредить кровяной сгусток.

Гигиенические мероприятия нужно проводить с осторожностью, но забывать о них нельзя. Если не полоскать рот и не чистить зубы, скапливается налет, в котором активно размножаются микроорганизмы. Это значительно повышает риск присоединения инфекции.

Варианты нормы и патологии после удаления зуба

Подытожим, какие проявления являются неотъемлемой частью реабилитационного периода, а когда нужно бить тревогу и немедленно идти к доктору:

• Отек. Десна и щека после удаления зуба всегда отекают, также может сформироваться гематома. Но такое состояние считается нормой в течение первых трех суток. Если отек не спадает, а тем более нарастает, появляется сильная боль и чувство распирания, нужно обратиться за медицинской помощью.
  • Кровотечение. В первые 1-2 часа это является нормой. Незначительные кровянистые выделения могут быть в течение первых суток. Если кровотечение сильное, продолжается на 2-е сутки, нужно бить тревогу.
  • Красный шарик в лунке. Это нормальное заживление ранки. Сгусток в первые дни имеет красный цвет. Насторожить должна так называемая «сухая лунка», она внутри имеет желтоватый либо серый цвет.
  • Белый слой на ранке. На 2-3 сутки на раневой поверхности откладывается фибрин, имеющий белый цвет. Если налет желтый либо зеленоватый, обращайтесь к врачу.
  • Щелчки челюсти. После удаления зубов мудрости бывает такая ситуация. Она длится от 3 суток до недели. Затем щелчки проходят, объем движения нижней челюсти приходит в норму.
  • Температура. В первые двое суток, особенно вечером, температура может повышаться вплоть до 39 градусов. Если она держится дольше, это может свидетельствовать о воспалении. В таком случае нужно записаться на осмотр к стоматологу.
  • Боль. В первые 2-3 дня место удаленного зуба может болеть. Болевые ощущения могут быть разной интенсивности, носят пульсирующий либо ноющий характер. Если боль усиливается, отдает в ухо, шею, это может свидетельствовать об осложнениях.
  • Онемение в области удаленного зуба. В первые часы после манипуляции такая клиническая картина обусловлена действием препаратов для анестезии. Если после прекращения анестезии онемение не проходит, это может говорить о повреждении нервов.

Выделения из носа, боль при сморкании. Такие проявления всегда говорят об осложнениях. В норме их быть не должно, поэтому нужно сразу обращаться к стоматологу.

Краткая памятка после удаления зуба

Подведем итог, что делать и чего избегать, чтобы десна после удаления зуба быстро зажила без осложнений:

• Через 30 минут после удаления зуба не забудьте вынуть из лунки тампон.
  • Не ешьте в течение двух часов.
  • Не курите.
  • Пейте только теплую воду.
  • В первые часы используйте холодные компрессы.
  • Не чистите зубы в первые сутки.
  • Вместо полоскания делайте ванночки для рта с антисептиками.
  • Употребляйте только мягкую, теплую пищу.
  • Не чистите лунку зубной щеткой или зубочисткой.
  • Пережевывайте пищу на здоровой стороне.
  • При подозрении на осложнения обращайтесь к врачу.

Обращение в хорошую стоматологическую клинику и соблюдение рекомендаций поможет пережить процедуру удаления зуба максимально комфортно и не столкнуться с осложнениями.

Робустова Т. Г., Иорданишвили А. К., Лысков Н. В. Профилактика инфекционно-воспалительных осложнений, возникающих после операции удаления зуба //Пародонтология. – 2018. – Т. 23. – №. 2. – С. 58-61.

Сравнение платной и бесплатной стоматологии: плюсы и минусы

Как вырвать/удалить зуб